Испания не планирует запрашивать помощь от стран зоны евро для финансирования дефицита своего бюджета, несмотря на резкий рост объема госдолга — до €804 млрд. В правительстве страны пытаются закрыть брешь за счет дополнительных налоговых сборов и сокращения госсубсидий в энергетике. Вместе с тем отказ от формальной процедуры означает и то, что Европейский центробанк как минимум до следующего саммита лидеров ЕС не сможет приступить к выкупу испанских гособлигаций на вторичном рынке. На встрече Еврогруппы на Кипре в минувшие выходные не удалось прийти и к другим системным решениям в рамках разрешения европейского кризиса — дискуссии о них переносятся на середину октября 2012 года.

Министр экономики Испании Луис де Гиндос на встрече Еврогруппы в Никосии заявил, что «дефицит испанского бюджета на этот год не превысит планового уровня (6,3%.— «Ъ»), и это не потребует дополнительных сокращений госрасходов и помощи извне». Напомним, за прошедший год правительство Мариано Рахоя уже утвердило меры по урезанию расходов бюджета, в том числе на образование и здравоохранение, а также занятость в госсекторе, более чем на €100 млрд, тем не менее дефицит бюджета по первому полугодию оказался существенно выше планового — 9,2% ВВП. В денежном выражении госдолг страны в июле возрос до €804 млрд, что эквивалентно 75,9% ВВП (по итогам первого квартала он составлял 774 млрд, или 72% ВВП).

Пополнять бюджет планируется за счет увеличения налогов — так, в пятницу было обнародовано решение о вводе 6-процентного налога на производство электроэнергии, а также повышении топливных сборов, помимо этого будут сокращены субсидии на альтернативные источники энергии. За последние годы так называемый тарифный дефицит (разница между фактической стоимостью производства электроэнергии и ценой, которую платит покупатель) в Испании составил €24 млрд, его правительство и планирует «отыграть» для сокращения дефицита бюджета.

Помимо этого министр экономики анонсировал новую программу структурных реформ, направленную на стимулирование экономического роста. Несмотря на отрицание господином де Гиндосом связи реформ и условий, при которых ЕЦБ сможет начать выкуп испанских гособлигаций, эксперты склонны считать, что новая программа — это шаг на пути к предоставлению Испании небольшой кредитной линии через Европейский механизм финансовой стабильности (ESM), что позволило бы ESM покупать испанские гособлигации на первичных аукционах, а ЕЦБ, в свою очередь, проводить интервенции на вторичном долговом рынке.

Для получения дополнительного транша Испании необходимо жестко придерживаться бюджетных ориентиров, и чем больше сумма потенциальной финпомощи, тем строже условия ее предоставления. Однако, как заявил министр финансов Франции Пьер Московичи, «никто и не предлагает Испании просить о масштабной программе финпомощи, как в случае Ирландии или Португалии, это даже не обсуждалось». Между тем решение ЕЦБ о выкупе европейского суверенного долга в первую очередь касается именно испанского госдолга — пока именно его состояние вызывает у экономистов максимальное беспокойство. То, что Еврогруппа настаивает на том, что испанские финансы не в таком плачевном состоянии, чтобы ЕЦБ необходимо было действовать немедленно, с одной стороны, показывает желание ЕС продемонстрировать сохраняющуюся действенность альтернативных решений, с другой — разногласия в ЕС по поводу возможности применения «последнего из возможных решений» из арсенала ЕЦБ.

Программа реформ в Испании должна быть опубликована 28 сентября. В тот же день независимые аудиторы представят заключительное мнение по состоянию испанского банковского сектора, для спасения которого лидеры зоны евро пообещали выделить до €100 млрд, а решение о новой кредитной линии, как ожидается, может быть принято на саммите глав ЕС 18—19 октября.