Контракт Рубена Аганбегяна с Московской биржей, которую он возглавляет с июня 2010 года, заканчивается в октябре, говорит источник Slon, близкий к бирже. Завершив объединение двух площадок — ММВБ и РТС, он оказался готов сменить работу. Предложение поступило от совладельца ФК «Открытие» Вадима Беляева. Источник Slon в ФК «Открытие» сказал, что Рубен Аганбегян возглавит корпорацию «в самое ближайшее время». Беляев же уходит с поста гендиректора ФК «Открытие», чтобы возглавить «НОМОС-Банк».

Кандидатура Аганбегяна была выбрана не случайно: рынок знает его как отличного менеджера по стрессовым ситуациям. В начале кризиса 2008 года компания «Ренессанс Капитал», где Аганбегян тогда работал генеральный директором, смогла привлечь инвестора в виде группы «Онэксим» Михаила Прохорова, которая выкупила 50% акций компании. Таким образом, «Ренессанс Капитал» смог избежать огромных убытков, которые зафиксировали в кризис практически все инвестбанки. Правда, по рынку ходили слухи о том, что Прохоров не купил долю в «Ренессансе», а забрал в счет погашения долга — якобы инвестбанк неудачно инвестировал деньги миллиардера. Стороны это опровергали и опровергают по сей день.

Но у Рубена не ладились отношения с основным акционером и основателем «Ренессанса» Стивеном Дженнигсом. Как говорят источники, близкие к ним обоим, Аганбегян считал, что Дженнингс недооценивал его работу. Конфликт был больше личностным, но это отражалось и на бизнесе. Также неприятным для Аганбегяна моментом в работе стала афера трейдера, который в том же 2008 году открыл позиции на несколько десятков миллионов долларов и исчез. Потери «Ренессан Капитал» составили тогда до $50 млн.

Слияние двух торговых площадок стало вызовом для Аганбегяна. В его задачи входило не только объединить биржи, но и подготовиться к IPO, намеченному на следующий год. Появление биржи ММВБ-РТС стало сделкой 2011 года на российском финансовом рынке. Участники рынка высоко оценивают проделанную Рубеном работу, но при этом отмечают, что многое еще не завершено. В основном, это технические вещи. Надо отметить, что в первый же день появления объединенной биржи на ней произошел крупный технический сбой, биржа иногда «сбоит» до сих пор. Не заработал в полной мере такой важный институт как центральный контрагент, хотя соответствующий закон был принят еще в прошлом году, отсутствуют сделки Т+. Финансисты пожимают плечами: Аганбегян управлял биржей не как инфраструктурной компанией, а как корпорацией, нацеленной на получение прибыли. Сделка по слиянию ФК «Открытие» и «НОМОС-Банка» будет новым вызовом для него. «Он совсем не чиновник в российском понимании, он сейлз высокого уровня, умеет выстроить процессы, организовать людей, поэтому, скорее всего, изменения, которые ждут корпорацию, ему будут интересны», — считает его друг, глава компании «Третий Рим», Андрей Мовчан.

Инфраструктуру же биржи «доведут до ума» другие люди. В частности, новым президентом может стать Александр Афанасьев, который был избран председателем правления биржи этой весной. Он лучше знает биржу изнутри.