Федеральная резервная система США объявила о запуске новой агрессивной программы стимулов, пообещав скупать обеспеченные закладными облигации (MBS) федеральных ипотечных агентств в объеме $40 миллиардов в месяц до тех пор, пока прогноз для рынка труда существенно не улучшится.
Но что же на самом деле стоит за этим так называемым количественным смягчением и как оно работает? Ниже приведены пять вопросов и ответы на них:
Что такое количественное смягчение?
Центробанк скупает огромные объемы активов — в данном случае обеспеченные закладными облигации — пытаясь тем самым снизить процентные ставки и подбодрить экономику. Федрезерв уже дважды прибегал к количественному смягчению, поэтому новая программа получила название третьего раунда количественного смягчения, или QE3.
Как это работает?
Чтобы скупать облигации, ФРС практически создает деньги из ничего, переводя средства банкам, у которых она покупает облигации.
Основной смысл программы в том, что пока эти средства накапливаются на счетах банков в ФРС, на них начисляются 0,25 процента в год, что призвано оживить кредитование компаний и потребителей.
Если компании используют эти средства для покупки оборудования, а потребители потратят их на покупку недвижимости и автомобилей, это даст хороший стимул к росту экономики.
Скупка долговых бумаг Федрезервом также помогает экономике снижать стоимость заимствования. Масштабная скупка любых активов обычно приводит к росту цен. А долговой рынок устроен так, что рост цен сказывается на понижении доходности.
Кроме того, некоторые инвесторы, недовольные ростом цен на облигации, скупаемые ФРС, переводят средства в другие активы, такие как корпоративные облигации, что, в свою очередь, подталкивает стоимость корпоративных бондов и снижает их доходность, удешевляя займы для компаний.
Зачем ФРС это делает?
Понижая стоимость заимствования и стимулируя банки к увеличению кредитования, Федрезерв надеется, что компании увеличат расходы, тем самым усилив наем. В этот раз ФРС четко привязала новую программу к рынку труда, сообщив, что будет скупать долговые бумаги до тех пор, пока не добьется значительного сокращения безработицы.
Помогли ли предыдущие программы?
Согласно результатам большинства исследований, количественное смягчение и правда снижает стоимость заимствований, если оценивать 10-летние американские Treasuries. Однако оценить, улучшает ли это экономику и, в частности, способствует ли созданию новых рабочих мест, оценить труднее.
Глава Федерального резервного банка Сан-Франциско Джон Уильямс представил в прошлом году собственную экономическую модель, свидетельствующую, что второй раунд скупки облигаций ФРС размером в $600 миллиардов привел к созданию 700.000 новых рабочих мест.
Каковы риски?
Скупка облигаций значительно увеличивает баланс ФРС, усиливая инфляционные риски.
Кроме того, критики считают, что скупка облигаций отдаляет Конгресс и президента от решения бюджетных проблем, ведь ФРС возьмет на себя скупку и без того огромных долгов страны.
Лидеры некоторых стран также недовольны тем, что количественное смягчение удешевляет доллар и наносит ущерб их экспорту, наводняя их экономики капиталом, который приходится абсорбировать.
И, наконец, новые меры ФРС чреваты возможными обвинениями в превышении Федрезервом полномочий, что может угрожать независимости центробанка, если регуляторы решат ограничить его власть.